Главная » 2007 » Сентябрь » 21 » История
11:33
История
 

Буддизм приписывает изготовление первой мандалы Падмасамбхаве (8 в.), основателю ваджраяны, который, нуждаясь в помощи божества, сооружал мандалу и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр мандалы, осуществляя его желание. На деле указания на нормативную символику мандалы встречаются в буддийской традиции значительно раньше.

Уже в Саддхармапундарика-сутре, датируемой в настоящее время в целом не позднее 3 в., дается указание на мандалу как на сакральное пространство буддийского пантеона неземных будд (дхьяни-будды), располагаемого на основных и промежуточных сторонах света: будда Акшобхья (с его страной Абхирати) размещается на востоке («восточный рай»), а будда Амитабха (со страной Сукхавати) – на западе («западный рай»); и эта их локализация будет иметь фиксированный характер и в дальнейших ориентированных по компасу мандалах. В отличие от Индии, в Тибете мандалы были ориентированы не на восток, а на запад, но основная схема расположения будд на мандале сохраняется неизменной: помимо Амитабхи и Акшобхьи, занимающих, соответственно, запад и восток, Амогхасиддхи помещается на севере, Рантасамбхава – на юге, а середину круга занимает Вайрочана. Сама по себе эта «географическая схема» еще не является медитативным путеводителем в страну «освобождения», хотя содержит для этого необходимые предпосылки.

Путеводителем, которым можно пользоваться уже без «гида», является тибетская Ваджрадхатумандала, пришедшая из Индии, вероятно, около 8 в. и основывавшаяся на тексте Таттвасанграха. Она состоит из трех концентрических кругов, окружающих круглый «двор». В середине «двора» располагается квадратный «дворец» (прасада), в который можно войти через четверо ворот и который расчерчен по диагонали на четыре разных по символическим цветам страны будд. Внутри «дворца» помещается «главное святилище» (гарбха). Медитирующий перемещается извне внутрь. Побуждаемый вначале одним из четырех «земных будд» (какой ему больше нравится), располагаемых по углам двора-квадрата, но транслирующих свою «проповедь» во внешний мир – на выбор предлагаются исторический основатель религии Шакьямуни, будда будущего Майтрея и будды прошлого Канакамуни и Кашьяпа, – медитирующий проходит очищение в первом из концентрических кругов (огненное кольцо), затем наставление в учении махаяны во втором (кольцо ваджры) и окончательно закрепляется в своем «новом рождении» в третьем (кольцо лотоса). Попадая после этого благополучно во «двор», он должен решить, какому из четырех неземных будд он может посвятить свою веру (шраддха). Большинство предпочитают сострадательного Амитабху с его «западным раем», который символизируется красным цветом заходящего солнца («восточный рай» – белым, юг – желтым, север – зеленым). Дальше путешественнику в страну «освобождения» надлежит пройти четырех хранителей мира, требующих у него отчета о его жизни (восходят к локапалам-«великим царям», известным еще в Палийском каноне): Вирупакша охраняет запад, Вайшравана – север, Дхритараштра – восток, Вирудхака – юг. Если его входу в Сукхавати препятствует остаток неблагоприятной кармы, его с готовностью освобождает от этого бремени любвеобильный бодхисаттва Авалокитешвара. После этого Амитабха призывает нового искателя «освобождения» в свой западный рай, и тот, уже избавленный от остаков трех корневых аффектов – заблуждения, вожделения и неприязни, быстро «дозревает» до нирваны. Тогда адепт сливается с Абсолютом, мыслимым как помещаемый в самом центре «святилища» будда Вайрочана. Последний нередко отождествляется с Адибуддой (Начальный Будда), который входит в литературу ваджраяны уже с 6–7 вв. и занимает центрообразующее место в схеме трех тел Будды . Четверо неземных будд (дхьяни-будды) рассматриваются в таком случае как составляющие «тело наслаждения» Будды (самбхагакая), а Вайрочана-Адибудда – как «тело дхармы» (дхармакая). Одновременно в Тибете появляется и мандала Гарбхакошадхату, описанная в Махавайрочана-сутре. Оба основных типа мандалы описываются в японской школе эзотерического буддизма Сингон-сю, созданной в 9 в. Кукаем, как «иконографические мандалы».

Символика мандалы занимает важное место и как наглядное пособие для подвижника самообожествления в архитектурных памятниках. Так, знаменитая яванская ступа Боробудур (9 в.) представляет собой мандалу в камне, иллюстрирующую путь восхождения адепта по ступеням бодхисаттвы в соответствии с руководством Дашабхумика-сутры и других махаянских текстов. Этот грандиозный монумент (диаметр 123 м, высота 42 м) можно трактовать как мандалу по вертикали, вершина которой функционально соответствует центру круга. Восходящий по террасам этого «буддийского зиккурата» может мысленно проходить десять ступеней махаянских «совершенств» (парамиты), из которых шесть являются подготовительными, три – уже достаточными для достижения нирваны и передачи своей «заслуги» (пунья) другим существам, а последняя – когда практикующий восседает на облаке на лотосе, излучает свет миру и может осыпать его своими щедротами, став небесным буддой Майтреей, – символизируется центром этого мандалического сооружения.

Символика мандалы нашла непосредственное отражение в ряде важных мировоззренческих моделей северного буддизма

Категория: Сила вибраций | Просмотров: 1491 | Добавил: stelana
Всего комментариев: 8
8  
Спасибо, Стелана!

7  
Спасибо,Стелана!

6  
Спасибо Стелана! biggrin

5  
Как новичок, почти ничего не поняла...
НО когда смотришь в центр круга и представляешь вращение - просто завораживает (как глаз змеи)
Здорово!
Спасибо!

4  
Стелана, благодарю! smile Весьма подробно!

3  
Да, очень интересно! Спасибо, Стелана!

2  
Материал замечательный! правда, с непривычки пришлось tongue по несколько раз перечитывать Имена! biggrin
Спасибо, Мастер!

1  
Спасибо за очень интересный материал, рада что могла понять систему рисования мандалы, и понять как на неё медитировать! Огромное спасибо Стелане! flower

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]